10.09.2013

Затор на Мира-Горького. Часть 3. Мы считали-мы считали...и поняли, что были правы

С тех пор, как мы начали заниматься темой безосновательного уширения проезжей части улицы Мира от магазина "Эра-2000" до перекрестка, произошло много событий. Честно скажем, мы порой не успеваем на все реагировать достаточно оперативно, потому что поиск и исследование проблем, написание обращений, подготовка обоснований, изучение чужого опыта происходит в свободное от нашей основной работы время. Однако мы надеемся, что в том числе и наши письма повлияли на то, что 18 сентября на заседании городского совета по градостроительству, архитектуре, земельным отношениям и имущественному комплексу глава города Сергей Сахаров предложил перенести работы по уширению дороги на Мира на следующий год, а 19 сентября депутаты рекомендовали мэрии пока не проводить в третий раз торги это уширение. Согласно официальному пресс-релизу, решение принято в связи с возможным выделением финансирования очередного этапа работ на Лыбедской магистрали, то есть лучше получить 1,8 млрд и провести работы по этому мегапроекту, чем заниматься уширением с уничтожением сквера на 4,5 млн рублей с непонятными для реноме городских властей перспективами. Логика в основе которой - максимально эффективное освоение средств, а не благо горожан, хотя и кажется нам порочной, но нам она хотя бы понятна. Полностью поддерживаем, говорим "спасибо" всем, кто против вырубки сквера, благодаря вам у нас появилось время доказать, почему расширять дорога на Мира и вырубать деревья не надо вообще.

В общем, сентябрь выдался очень удачным, но мы понимаем, что ситуация это временная и победу праздновать пока рано. Наша задача - сделать так, чтобы при принятии решения об оптимизации движения на перекрестке власти руководствовались здравым смыслом, опирались на факты, советовались с экспертным сообществом, если оно может дать свои оценки, и думали о благе жителей, даже если учет их мнения не предусмотрен Градостроительным кодексом или другими законодательным актами. Если говорить о долгосрочной задаче, нам бы вообще хотелось, чтобы все решения в городе принимались так.

Напомним, в предыдущем посте о заторе на Мира-Горького мы задавались рядом вопросов по поводу статистики об интенсивности транспортного потока и его распределении по направлениям движения. Цифры уже тогда показались нам надуманными.

Проверить их мы могли только элементарным подсчетом - длительности светофорного цикла, общего количества транспортных средств, пересекающих перекресток в целом и различных направлениях, длины "затора" перед светофором. Все это мы сделали за два дня, в четыре руки и четыре ноги. Наблюдения и подсчет проводились в понедельник, 23 сентября, с 16:20 до 17:20, в четверг, 26 сентября, с 8:40 до 9:40, время, которое мы можем оценивать как часы "пик". Предлагаем вам ознакомиться с результатами.




1. Интенсивность движения транспорта на участке улицы Мира от магазина "Эра-2000" до улицы Горького.
Согласно направленному нам ответу от МКУ "Владстройзаказчик" по наблюдению проектной организации "ОКП "АРС", сделанному в 2012 году, интенсивность движения на этом участке составляет 2 957 автомобилей в сутки.

Путем подсчета с помощью счетчика всех транспортных средств, пересекающих перекресток у регионального офиса "Единой России" и едущих со стороны "Электроприбора", мы получили следующие цифры:
• понедельник, 16:20 - 17:20: 1 104 транспортных средств/час;
• четверг, 8:40 - 9:40: 1 003 транспортных средств/час.

Таким образом только за два часа в будний день через этот участок проходит порядка 2 100 транспортных средств, поэтому за оставшиеся в сутках 22 часа их количество никак не может быть равным наблюдавшимся "ОКП "АРС" значениям: 2 957 - 2 100 = 857 автомобилям. Для того, чтобы подтвердить наблюдения проектной организации, мы должны были бы предположить, что  за 22 часа через перекресток со стороны "Электроприбора" проходит порядка 39 автомобилей  в час. И тогда о каком уширении может идти речь - такая интенсивность движения наблюдается где-нибудь в деревне Погребищи в разгар дачного сезона.

Таким образом, интенсивность в обосновании проекта уширения указана неверная, она не основана на наблюдениях. Исходя из наших данных, интенсивность транспорта на данном участке составляет от 11 000 до 15 000 автомобилей/сутки. Говорит ли это о необходимости уширения? Нисколько.

2. Интенсивность движения транспортных средств на участке улицы Мира от магазина "Эра-2000" до улицы Горького по направлениям.

Когда мы увидели, что по наблюдениям "ОКП "АРС" транспортный поток распределяется на три направления практически равномерно, мы не поверили этим цифрам, зная, что даже длительность зеленого сигнала светофора для тех, кто на перекрестке поворачивает направо, налево или едет прямо очень различается.

Длительность зеленого сигнала светофора у офиса ЕР, секунд (сентябрь, 2013 года)
В сторону Горького 32
В сторону Белого дома 27
В сторону центра 22

Напомним, что светофорный цикл работает следующим образом:
1) сначала включается зеленый сигнал для тех, кто поворачивает направо,
2) затем - для тех кто едет прямо, при этом правый поворот также работает,
3) и только потом при включении красного для тех, кто едет вправо и прямо, включается зеленый сигнал для тех, кто поворачивает налево.

То есть в целом зеленый сигнал для тех, кто едет в сторону площади Ленина работает  59 секунд. При такой организации светофорного цикла, по 33-34% автомобилей в сторону центра, в сторону проспекта Строителей и в сторону Содышки никак проехать не могло, кроме того, в ответе "Владстройзаказчика" вообще не были упомянуты те, кто нарушая правила, делают на этом участке - перед сквером - разворот и едут в обратную сторону по той же улице Мира.

Результаты нашего подсчета вы можете увидеть в таблице и на диаграммах ниже. Уверены, что распределение по направлениям немного варьируется в зависимости от времени суток, однако считаем, что  наши данные подтверждают озвученную гипотезу о необоснованности приведенных в обосновании проекта уширения цифр.




Число транспортных средств, двигающихся от "Электроприбора" через перекресток Мира-Горького в различных направлениях, абсолютные значения


8:40 - 9:40 16:20 - 17:20
Площадь Ленина 328 349
Белый дом 462 496
Центр 203 242
Разворот 10 17
Количество ТС, всего 1 003 1 104

Как видите, подавляющее большинство автомобилей, троллейбусов и автобусов (45-46%) идет в направлении Белого дома, проспекта Строителей, а не в сторону "разворотного кольца "Содышка". А самая меньшая доля (20-22%) распределяется в сторону центра, причем значительная часть, направляющихся в центр транспортных средств - это наш общественный транспорт, а именно троллейбусы и автобусы. Отметим пока, что распределение транспортных средств по направлениям движения на этом участке не пропорционально длительности зеленого светофорного сигнала, хоть самая короткая фаза цикла приходится на самый малый поток - в центр, однако самая длительная - на поток в сторону Содышки, в то время, как самый объемный по количеству участников поток в сторону проспекта Строителей оказывается "заперт" на этом перекрестке и порой препятствует и повороту автомобилей, идущих в направлении Содышки. Такая ситуация складывается в том числе из-за отсутствия здесь знака "Направление движения по полосам" и стоп-линии.

Итак, распределение долей транспортных средств по направлениям движения в обосновании проекта также неверно. Транспортный поток распределяется по ним крайне неравномерно, при чем это не учитывается существующим светофорным циклом. Говорят ли эти данные о необходимости уширения? Нет, они говорят о необходимости изменения светофорного цикла.

3. Образование на перекрестке улица Мира - улица Горького "пробок" длиной до 200 метров по направлению от магазина "Эра-2000" до перекрестка.

Существующие в России законодательные акты, а также Правила дорожного движения не дают определения терминов "пробка" или "затор". Однако всякий, кто имел опыт передвижения по столице нашей Родины, городу-герою Москве, подтвердит, что пробкой там называют скопление транспортных средств, двигающихся со скоростью в несколько раз ниже той, что разрешена скоростным режимом движения на данном участке дороги.

Кстати, определение данного явления в Википедии (да простят нас все, кто не считает данный ресурс, заслуживающим доверия) схоже с таким пониманием пробки:
"Дорожный затор, или автомобильная пробка — скопление на дороге транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка дороги. При образовании затора значительно (до 20 раз и более) снижается пропускная способность участка дороги. Если прибывающий поток транспорта превышает пропускную способность участка дороги, затор растёт лавинообразно".

Наши наблюдения за участком дороги от "Эра-2000" до перекрестка улицы Мира с улицей Горького показали, что в момент загорания красного сигнала светофора для поворота направо на протяжении 200 метров здесь действительно скапливаются транспортные средства. Причем они именно стоят (ведь горит красный сигнал), а не едут со сниженной скоростью. Практически все они, даже в часы пик, преодолевают перекресток за 1-2 фазы светофорного цикла, хотя поворот части автомобилей направо, в сторону площади Ленина, как уже ранее было написано, блокируется выезжающими на правую полосу движения транспортными средствами, едущими в направлении Белого дома из-за отсутствия знаков, регулирующих их движение строго по средней полосе.

Примечательно и то, что в дневное время суток, правая полоса у магазина "Эра-2000" почти всегда занята припаркованными здесь по всем правилам автомобилями, в связи с чем проезд по ней на этом участка затруднен.

В связи с этим мы не можем назвать скопление транспортных средств по улице Мира на светофоре у офиса ЕР пробкой или дорожным затором. Говорят ли приведенными нами факты о необходимости уширения? Нет, потому что на данном участке нет пробки, есть остановка транспортных средств перед светофором. В целом же движение транспортного потока можно оптимизировать используя возможности ГИБДД.

Вывод из всех приведенных нами данных следующий:
- наблюдения проектной организацией не проводились, мы вообще не думаем, что проектная организация обязана проводить такие наблюдения, так что мы никого ни в чем не обвиняем,
- транспортная ситуация на данном участке никем в городской администрации не изучалась, опять же это можно понять, потому что это не в российской традиции - стоять и считать автомобили, как это, например, делают в Японии.

Однако мы считаем, что все хорошее надо у иностранцев перенимать, поэтому письмо с результатами нашего исследования мы направим в администрацию города, а его копии - в МКУ "Владстройзаказчик", депутату горсовета Ирине Машковцевой (нам понравилось, как она сомневалась в необходимости расширения дороги на заседании совета по градостроительству), управление ГИБДД по городу Владимиру.

Предложения у нас такие:
- разметить стоп-полосу у светофора и разместить на данном участке знак "Направление движения по полосам",
- разместить знак "Парковка запрещена" на участке у магазина "Эра-2000",
- рассмотреть возможность изменения светофорного цикла с целью увеличения пропускной способности светофора для движения потока в сторону проспекта Строителей.

Конечно, последние изменения нужно производить в комплексе с изменением всего светофорного цикла на этом перекрестке. Пока мы готовили этот материал, кстати, уже удлинено время зеленого сигнала для движения пешеходов, переходящих улицу Горького по нечетной стороне. О том, что длительность этого сигнала очень коротка, мы уже говорили ранее и даже отправили письмо в администрацию с рядом предложений. Раз переход сделали комфортнее для пешеходов в такие короткие сроки, значит и в целом ситуацию с перекрестком можно поменять.

Мы, в свою очередь, готовы на добровольной основе считать автомобили в любых частях города, только бы второпях не принимались поспешные решения о вырубках скверов и бесполезных для нашего города уширениях.

Верим, что только развитие дорожно-транспортной сети, сохранение, а где-то и восстановление системы малых улиц, градостроительное планирование, изучение ситуации в динамике, с опорой на факты может сделать транспортную ситуацию лучше. В будущем количество автомобилей в городе не уменьшится, поэтому мы предлагаем властям уже сейчас взяться за разработку концепции развития улично-дорожной сети Владимира, делать ее разработку хорошо спланированной и публичной, ведь генплан не отвечает на очень многие вопросы, связанные с дорожными строительством и развитием транспортной инфраструктуры.

Рекомендуем всем, кто интересуется оптимизацией движения транспорта во Владимире ознакомится с материалами круглого стола по градостроительному развитию Московской области, где освещается тема транспортного коллапса. Может, и у кого-то из владимирских чиновников будет время ознакомиться с точками зрения экспертов на модные нынче во всех регионах нашей страны "уширения".

Комментариев нет:

Отправить комментарий