11.11.2015

Вокзальная площадь: образ будущей реконструкции

Вокса́л — старинный увеселительный сад или помещение, 
в котором происходили гуляния с танцами, маскарадами, фейерверками и т. п.


В октябре Илья Варламов неожиданно привлек внимание владимирцев к состоянию железнодорожного вокзала и Вокзальной площади нашего города. Мы благодарим Илью за то, что он это сделал. Из-за его поста обе администрации наконец тоже озаботились этой проблемой. Все правильно, Вокзальная площадь Владимира - место мрачное и убогое. Мы про это уже давно говорили, но тогда мы еще надеялись, что хотя бы вокзалы ждет реконструкция. Теперь этих надежд нет. Зато после поста Варламова городские власти обещали помочь с благоустройством площади, даже с какой-то федеральной компанией о паркоматах переговоры ведут. Так что велика вероятность того, что все задуманное в наших головах и предложенное в этой статье будет сити-менеджментом воспринято и пригодится в дальнейшей работе по улучшению городской среды. Все-таки как ни крути, Вокзальная площадь - это лицо города.

Исходное состояние

Сегодня Вокзальная площадь - это большая (около 15 тыс. квадратных метров) мало привлекательная городская территория, расположенная между двумя транспортными хабами, через которую каждый день перемещаются тысячи владимирцев и гостей города.

При этом в настоящий момент в границах Вокзальной площади и прилегающих к ней улиц не выполняются элементарные нормы безопасности - как для обычных пешеходов, так и для людей с ограниченными возможностями.

Именно поэтому к обустройству привокзального пространства надо подходить комплексно, не забывая про подходы сюда с Урицкого и Вокзального спуска.

Вызывает вопросы как состояние пешеходных переходов и их количество (на огромной территории перед вокзалами он вообще всего один)...


...так и состояние тротуаров, а также соответствие бордюров при пересечении тротуара с пешеходным переходом  СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан».
На первом фото - лючок на тротуаре улицы Вокзальной (там половина улицы вообще грунт и щебенка, а не асфальт), на втором фото - тротуар от лестницы с Большой Московской к Автовокзалу. Пройти по нему, не выйдя на дорогу, нереально.

Фото Елены Севастьяновой


О комфорте Волкзальной площади для пассажиров вообще говорить не приходится.

Здесь негде посидеть летом в ожидании поезда (мы подозреваем, что во всем виновата борьба с терроризмом)...

Здесь негде укрыться от дождя в ожидании общественного транспорта (размеры остановки заставляют нас усомниться, а является ли Владимир туристическим центром)...
Короче, несмотря на чудесные виды на Успенский и Дмитриевский соборы, открывающиеся каждому, кто выходит из здания железнодорожного вокзала, делать здесь нечего. Желание побыстрей покинуть это место - вот что накрывает человека, попавшего сюда в первый раз. И, как вы понимаете, организованная парковка и установка паркоматов эту ситуацию не исправят. Хотя паркуются здесь и, правда, беспорядочно.



А уж как здесь гоняют порой...



Задачи

Исходя из всего вышесказанного мы видим следующие задачи по реконструкции Вокзальной площади и прилегающих улиц:
1) обеспечить безопасность передвижения пешеходов,
2) создать для приезжающих во Владимир и уезжающих отсюда комфортные условия для ожидания поезда/общественного транспорта, то есть превратить площадь  в социальное пространство,
3)  упорядочить парковку на площади,
4) оптимизировать движение транспорта - как частного, так и общественного.

С учетом того, что бюджет у города очень невелик, а РЖД ничем, кроме как деньгами паркоматами заинтересоваться не может, решать эти задачи нужно, что называется в предлагаемых обстоятельствах, то есть сосредоточивая внимание на наименее затратных мероприятиях, которые при этом ведут к наибольшим результатам. Таким образом все предложения по созданию мостов-пешеходных переходов, соединяющих два вокзала, строительству подземных паркингов и т. п. мы не рассматриваем.

Рекомендации по изменению

1. Создание пространства комфортного для человека.

Огромная ничем не занятая территория (по сути - широкая, восьмиполосная дорога с шириной проезжей части 33 метра, что практически сопоставимо с шириной проезжей части на площади Победы) - это первое, что вызывает вопросы при взгляде на Вокзальную площадь Владимира.

Потому что во многих городах Вокзальная площадь выглядит совсем не так. А, например, вот так:
Вокзальная площадь Красноярска. Фото пресс-службы Красноярской железной дороги.


Вокзальная площадь Тамбова. Фото dzhosya из Wikimapia.


Или так:
Вокзальная площадь Харькова. Фото из блога "Варандей. В поисках Беловодья".

Или вот так:
Вокзальная площадь французского Ренна. Фото из статьи "Ренн вчера и сегодня".

А еще вот так:
Вокзальная площадь французского Страсбурга. Фото c Geolocation.ws.

В общем, не будем скрывать, посмотрев на тот же сквер 245-летия Перми и березовую рощу, находящуюся в двух шагах от тамошнего вокзала, нам подумалось, а почему бы и из нашей Вокзальной площади не сделать что-то пригодное для жизни?

Только представим. Оставляем:
- выделенную полосу для высадки пассажиров автобусов возле автовокзала,

- одну полосу для движения авто вдоль автовокзала, одну полосу для движения авто в противоположном направлении и две полосы для подъезда авто к железнодорожному вокзалу.







Убираем:
- уже отжившую свое платформу для высадки пассажиров рядом с железнодорожным вокзалом



Уменьшаем площадь, выделенную под движение транспорта, - и вот вам лишних 15 метров от нынешней проезжей части и парковки (про нее чуть позже) под сквер/бульвар.


Он растянется вдоль всей Вокзальной площади, там можно будет посадить деревья и кустарники, разместить скамейки, запланировать размещение пары летних кафе, малого городского водного объекта и, конечно, там будет фигура леопардового льва. Впрочем если руководство региона захочет  - можем перенести туда Владимира Святого. Мы не против.

Сквер станет соединяющим элементом между двумя вокзалами, от каждого из них к нему будет вести два пешеходных перехода.

Такое же зеленое пространство напрашивается в центре разворотного кольца общественного транспорта. Сейчас оно выглядит убого.

По сути здесь можно разместить островок безопасности, но, откровенно говоря, места для островка очень много. Так что здесь вполне можно выделить площадь для высадки деревьев, кустов, организации аллеи - короче, продолжить сквер перед вокзалами, уменьшив тем самым площадь проезжей части.



2. Организация движения транспорта и парковки.

Предлагаемое размещение сквера посреди Вокзальной площади, который по сути будет играть роль шиканы, и организация кругового двухполосного движения приведет к снижению скорости движения транспорта. По  вокзальному "кольцу" будет двигаться только транспорт подъезжающий забрать и высадить пассажиров, включая вызванные такси.
При необходимости оставить машину на долгий срок автовладелец сможет воспользоваться стоянкой справа от железнодорожного вокзала или паркингом, располагающимся вдоль сквера. Он будет организована с перерывами на пешеходные переходы.



По нашим оценкам, при такой организации парковки на Вокзальной площади смогут спокойно запарковаться  общей сложности 90-110 машин.

Примечательно, что в настоящее время, если следовать правилам дорожного движения, на Вокзальной площади могут запарковаться не более 40-45 автомобилей. В наиболее пиковые часы (часы прибытия "Ласточек" , "Стрижей" и экспрессов из Москвы) на площади в нарушение ПДД паркуется 120-140 автомобилей.

 3. Организация движения общественного транспорта.

Чтобы не менять размещение контактной сети, движение общественного транспорта мы предлагаем осуществлять по текущей схеме. Однако особое внимание нужно обратить на организацию переходов к остановочным пунктам (от высадки к посадке и в обратном направлении - через сквер на разворотном "кольце") и переоснащение остановочного павильона в месте посадки пассажиров. Эта остановка должна стать самой крутой остановкой Владимира - королевой всех владимирских остановок.

Ее павильон должен вмещать в себя как минимум 50 пассажиров, быть хорошо защищенным от неблагоприятных погодных условий, иметь оборудованные сидячие места и содержать инфографику, позволяющую сориентироваться как в маршрутах общественного транспорта Владимира, так и в самом городе. Что касается конструкции, очень рекомендуем обратить внимание на остановочные павильоны у "Глобуса" и сделать хотя бы также.

***

Если благоустройство Вокзальной площади будет проведено таким образом, эта реконструкция городского пространства станет первым случаем в новейшей истории Владимира, когда мы не уничтожим, а создадим новый парк. Конечно, парком все не исправишь, благоустройством нужно охватить и тротуары улицы Вокзальной, Вокзального переулка и спуска с улицы Урицкого, но мы надеемся, что до них  в этом случае тоже руки дойдут. Тогда у туристов появится желание пройтись от площади до центра через улицу Вокзальную и Нижегородскую пешком просто потому, что сделать это будет уже нестрашно.

Напоследок хотелось бы сказать, что наши картинки нисколько не претендуют даже на звание предпроектного предложения, это наброски, которые сделали простые горожане. У нас нет возможности провести масштабную социологию, но наш маленький опрос в группе в ВК показал: больше всего на Вокзальной площади участники нашего сообщества хотят видеть зеленое пространство (22 голоса из 38), организованную парковку (7) и скамейки (4). Думается, Владимир может себе все это позволить.

6 комментариев:

  1. Красивый план - действительно город для многих туристов начинается с вокзала.
    Еще надо запланировать накопительную стоянку на подьезде к вокзалу для тех кто приезжает встречать людей с Ласточек и Стрижей и вынужден ждать 10-20 минут.

    ОтветитьУдалить
  2. Ребята, если это в ваших силах, делайте все возможное для продвижения этого проекта! Для туриста очень важен первый взгляд на город! А он реально мрачный! Я патриот, в первую очередь, своего города!! Хочется чтобы глаз радовался! Удачи всем от кого это может зависеть!

    ОтветитьУдалить
  3. Для начала съездите в пятницу вечером на вокзальную площадь и взгляните на количество машин. Может тогда до вас дойдет, что для людей нужнее, парковка или бульвар... Даже на спутниковом снимке выше, легко можно насчитать более 100 машин, которые припаркованы БЕЗ всякого нарушения ПДД, так что ваши "не более 40-45 автомобилей" взяты с того же потолка, как и остальные цифры. Умножьте "в нарушение ПДД паркуется 120-140 автомобилей" минимум на 3 и получите количество, которое здесь бывает в вечер ПТ. Эти машины никуда не денутся, поэтому все 300 машин будут в нарушении ПДД стоять по пятницам на ваших газонах. Рекомендую не мелочиться и сразу закрыть въезд личного автотранспорта на вокзальную площадь, пешеходные центры нынче в тренде.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "которые припаркованы БЕЗ всякого нарушения ПДД"
      вы или плохо знаете ПДД, или нарочно лукавите. В соответствии с пунктом 12.2 парковка транспортных средств "разрешается в один ряд ПАРАЛЛЕЛЬНО краю проезжей части", если иное не предусмотрено дополнительными табличкам. А они на Вокзальной площади есть только в самом дальнем углу, где может разместиться около десятка автомобилей. Соответственно ВСЕ, кто стоит перпендикулярно тротуару (не говоря о тех, кто просто оставил машину посередине площади) фактически нарушают ПДД. Поэтому на сегодняшний день по правилам можно запарковать 40-45 автомобилей.
      На фото с Гугла 129 машин нарушают ПДД

      Удалить
    2. Ну надо просто наладить эвакуацию, или штрафы. Будут штрафы - будет меньше машин.

      Удалить
    3. Это проблема решается очень просто:
      1) Штрафами тех кто на газоне, или их эвакуацией.
      2) Платой за парковку.
      Всего-то.

      Удалить