3.18.2015

Пешеходная зона: владимирские грабли


Интересной особенностью граблей является то, что если положить их на землю зубьями вверх и наступить на зубья, то они резко примут вертикальное положение, при этом ударив наступившего (как правило, по лбу, но могут и в другое место, в зависимости от длины ручки и роста человека). Отсюда происходят выражения «бег по граблям», означающее глупое, бессмысленное занятие, наносящее вред самому себе, и «наступать на грабли», что значит «совершать глупые ошибки».

Итак, городская администрация, а точнее муниципальное бюджетное учреждение города Владимира "Владстройзаказчик", объявила открытый конкурс на выполнение проектных работ по объекту «Пешеходная зона в районе ул. Георгиевской, ул. Девической в г. Владимире». Основные параметры заказа и техзадания мы описывали в нашем посте в субботу.

Не знаем, кто как оценил появление новостей о пешеходной зоне в центре города практически через год после начала истории с возможным перекрытием Большой Московской, но для нас сюрпризом явился тот факт, что маршрут для новой пешеходной зоны (улица Георгиевская и улица Девическая) властями уже принят и, видимо, утвержден. К сожалению, в документации нам не удалось найти ссылок на постановление главы администрации города, где как-то описывается и обосновывается маршрут. Мы также не знаем, каким образом принималось решение о нем. И раз ни мы, ни вы об этом ничего не слышали, вероятно, маршрут этот был выбран кулуарно, без привлечения музейщиков, архитекторов, историков, предпринимателей, общественников - короче, всех тех, кого можно было бы назвать экспертным сообществом Владимира.




Вроде бы нам не на что жаловаться: соединить Георгиевскую и Девическую в пешеходную зону предлагал в том числе "Владимир. Город для людей", но в том-то и дело, что, во-первых, мы изначально говорили о необходимости широкого обсуждении проекта маршрута и концепции пешеходной зоны, а, во-вторых, нам вообще кажется нелогичным принятие решения о создании такого общественного пространства единолично исполнительным органом власти. Интернет помнит все. На своей пресс-конференции июне 2014 года глава администрации города Андрей Шохин на вопрос журналистов о том, почему в качестве пролога к созданию пешеходного центра выбран район улицы Георгиевская, не значит ли это, что власти прислушались к идее идее музейных работников, ответил: «Высказывать идеи и советы - одно, а делать - другое». И поведал о том, что губернатор Светлана Орлова лично вникла в несколько рабочих вариантов и в итоге, с учетом всех «за» и «против», они с ней остановились на историческом Спасском холме и прилегающей территории.
В городе уже сложилась своеобразная мифология на тему "Орлова - мать всего светлого, доброго, вечного" (пример - чудесная статья "ПроГорода" "Нужна ли пешеходная зона на улице Девической?", где автор ничтоже сумняшеся напоминает: "идея создания пешеходной зоны в городе принадлежит Светлане Орловой"), хотя пешеходная зона предусмотрена и генпланом города, и более ранними проектами владимирских архитекторов. Но эта предыстория неинтересна ни властям, ни некоторым СМИ в нынешнем политическом контексте.

Проведение открытого конкурса на выполнение проектных работ по созданию пешеходной зоны мы приветствуем. Нам только жаль, что во Владимире хорошее, затрагивающее всех горожан, дело опять начинают спустя рукава.

***

Как вы догадываетесь, Владимир не первый город, который создает общегородскую пешеходную зону, а может вообще один из самых последних в Европейской части России, кто наконец решился организовать такое социальное пространство. В Википедии даже коротенькая статья есть на тему "Арбатов" в разных российских городах.

Пешеходные зоны есть в Нижнем Новгороде, Ярославле, Иваново, Рязани, Орле, Туле, Твери, Саратове, Казани, Самаре, Архангельске, Новгороде, Пскове, Санкт-Петербурге и, конечно же, в Москве.

В ситуации, когда кругом есть как положительные, так и отрицательные (хотя бы отчасти) примеры реализации пешеходных зон, владимирским чиновникам достаточно было просто "списать" изучить опыт соседей и попытаться избежать их ошибок, а может даже сделать все идеально. Но нет, намеренно или случайно, нам хочется наступить на грабли самим.

"Владимир. Город для людей" предупреждает: вот они - наши грабли.

Выработка решения по созданию пешеходной зоны
Как верно замечают многие, Владимир не Петербург и не Москва. У нас нет утвержденных властями концепций развития общегородских зон и нет разработанных требований к ним. Концепции вообще не владимирский конек, поговорку "семь раз отмерь, один отрежь" у нас не любят. Но если бы ради интереса кто-нибудь из городской администрации ознакомился с этими документами, то был бы, наверно, очень удивлен, узнав, что решение о создании пешеходной зоны принимается местной исполнительной властью (то бишь публично как-то принимается) и фиксируется ею в специальных документах. В процессе принятия решения выясняется мнение общественности, жителей города путем проведения опросов, анкетирования, голосования в интернете и т. п.

Ну хорошо, нет чувствуете вы обязанности с кем-то что-то обсуждать, но обсудите хоть с депутатами, что ли, градостроительным советом... Может, обсуждали, а мы не заметили? Не верится.

Что дает обсуждение? Оно дает пешеходной зоне смысл и жизнь. Потому что, как уже неоднократно объяснялось более продвинутыми в делах градоустройства общественными деятелями, пешеходная зона - это не просто убрать машины и положить плиточку.

Kensington Pedestrian Sundays Street Festival. Photo by Carlos Bolivar. A Creative Commons Attribution. Torontoism.com


Если вы интересуетесь развитием общегородских пешеходных зон, рекомендуем вам почитать приказ Департамента культуры г. Москвы от 4 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Концепции формирования и культурно-досугового развития пешеходных зон общегородского значения города Москвы и Требований к внешнему облику пешеходных зон общегородского значения города Москвы". Каковы бы ни были результаты создания пешеходных зон в Москве, этот документ - весьма качественная основа для их развития.

Общественное обсуждение назначения пешеходной зоны
Как мы поняли, этот этап мы тоже пропустили. Это легко вычисляется по техзаданию, про которое мы отдельно скажем позже.

Civic Federation Monthly Meeting — Candidates Night.
a Creative Commons Attribution (2.0)
image from cliff1066™'s photostream 
В пятницу в эфире радио "Комсомольская правда-Владимир" Роман Немов спросил меня, что бы я хотела видеть в пешеходной зоне на улицах Георгиевская-Девическая. Ведущий правильно поставил вопрос, но задавать его должны были другие люди другой аудитории. Я бы хотела быть одним из тысяч участников опроса, мнением которых поинтересовались. Однако возможности высказать его  у владимирцев не было.

"Комсомолка" просила не рассказывать про московский опыт, дескать, куда нам до них... Но том-то и дело, что столица как раз-таки демонстрирует комплексный подход к проектированию пешеходных зон еще до обсуждения их с общественностью и до размещения заказа на проект. Ведь в каждой пешеходной зоне в соответствии с уже упомянутой концепцией формирования пешеходных зон выделяются следующие функциональные зоны:
- зона пешеходного транзита,
- зона размещения нестационарных объектов питания и торговли,
- зона массовых мероприятий,
- рекреационная зона,
- зона парковок и остановочных пунктов.
© Фото Пресс-службы Мэра и Правительства Москвы Е.Самарин

Без привязки к содержанию в этом зонировании уже много смысла. Мы пытались донести эту мысль и когда формировали свой маршрут. Однако тогда, в мае 2014 года, нам приходилось попросту доказывать, что он имеет больший потенциал нежели владимирский Арбат на Большой Московской, у нас была абсолютно безысходная ситуация. Сейчас, перед началом конкурса на подготовку проекта пешеходной зоны, работая в партнерстве с общественностью и экспертным сообществом, городские власти в уже более спокойной обстановке могли бы отобрать для своего техзадания именно то, что им кажется наиболее ценным с точки зрения создания на Георгиевской и Девической общественного пространства.

Предпроектная стадия
В России почти нигде не проводится открытых конкурсов проектов пешеходных зон в духе классического соревнования архитекторов или дизайнеров с публичным обсуждением их предложений, жюри, присуждением первой премии самому интересному проекту. Почему в нашей стране так сложилось, это отдельный вопрос, за рубежом такая практика, в общем-то, распространена. Нам кажется, очень здоровой идея предварительного публичного соревнования хотя бы предпроектных предложений: таких картинок с пояснениями, которые бы создавали образ общественного пространства, исходя из уже саккумулированных властями в ходе общественного обсуждения идей по пешеходной зоне.
Picture by user Dwdaddio. A Creative Commons Attribution. Wikimedia.org


Попытки организовывать что-то подобное то там, то здесь в России тем не менее возникают, и Владимир не стал бы первопроходцем в этом вопросе. В Рязани например таким образом выбирали лучший проект оформления пешеходной зоны улицы Почтовой. В Калининграде с помощью открытого международного архитектурно-градостроительного конкурса искали наиболее перспективную концепцию развития территорий исторического центра города (включающую и организацию пешеходной зоны).

Сразу заметим, что такое соревнование не отменяет в дальнейшем закупки в соответствии с 44-ФЗ. Мы понимаем, что чиновник - в каком-то смысле раб действующего законодательства. И мы далеки от мысли, что кто-то из профессиональных организаций создаст проект пешеходной зоны за 30 тыс. рублей. Но такая "артподготовка" к размещению заявки на закупку, поможет опять же разработать более грамотное ТЗ и снабдить документацию закупки дополнительными справочными материалами и иллюстрациями, что потенциально уменьшает риск получения не соответствующего изначальному заданию результата.

Техническое задание на проект пешеходной зоны
Самый главный наш вопрос к техзаданию на проект пешеходной зоны - это отсутствие в нем основных требований к проекту, а именно разработки архитектурно-художественной концепции пешеходной зоны и зонирования территории. Этих пунктов в нем вообще нет

Для справки посмотрели ТЗ на другие пешеходные зоны на zakupki.gov.ru. Cреди прочитанных нами документов были задания на проекты общественных пространств и городов, и поселков... Так вот, вы не поверите, но эти требования к проекту есть почти во всех ТЗ на выполнение аналогичных проектных работ. У нас же нет не только требования создать архитектурно-художественную концепцию, но и общего видения того, что хочет лицезреть городская власть в этой пешеходной зоне. Какое же это задание?! Неужели проектировщик сам должен решать, какие культурно-массовые мероприятия и где будут здесь проводиться, что сделать приоритетом - прогулки, спокойный досуг или активный отдых, какую историю должно рассказать это пространство приехавшему во Владимир гостю?

Kensington Pedestrian Sundays Tango in the Streets. Photo by Carlos Bolivar. A Creative Commons Attribution. Torontoism.com


Текущее техзадание на пешеходную зону, по сути, начинается со слов о необходимости разработки транспортной схемы по организации движения и парковки автомобильного транспорта на прилегающих к ул. Георгиевской, ул. Девической улицах для придания им категории «пешеходных улиц». Безусловно, транспорт, ремонт фасадов, укладывание брусчатки и малые архитектурные формы - все это очень важно для создания пешеходной зоны. Но она будет мертвой, если не наполнить ее смыслом. Про это, кажется, у нас и забыли.

Критерии оценки заявок участников открытого конкурса
Критериев оценки заявок на участие в этом конкурсе всего два - цена контракта (значимость критерия 60%) и квалификация участника (значимость критерия - 40%).

На наш взгляд, цена контракта, когда речь идет о таких вопросах, как проектирование общественного пространства вообще не должна доминировать. Проектирование таких объектов - работа штучная. Другое дело, что при таком ТЗ, даже непонятно, по каким еще критериям, кроме названных, можно оценить участников конкурса.

Отдельная история с показателем "количество проектов благоустройства, выполненных в исторической зоне города за последние 5 лет", который составляет 0,7 от критерия "Квалификация участника". В документации не уточняется, какой город имеется в виду, но если ее авторы решили сузить список участников до исключительно владимирских проектных бюро это лишний раз говорит об узости их мышления. Кстати, интересно, много ли во Владимире проектировщиков с таким опытом? Мы, например, знаем только парочку.

***

В заключение уточним, что "Владимир. Город для людей" не будет злорадствовать, если конкурс выиграет профессиональная проектная организация, которая сделает качественный проект и к 2017 году во Владимире появится пешеходная зона. Пусть все получится классно, мы, правда, будем рады. Просто непонятно, почему власть отказывается обсуждать такие проекты с горожанами. Всего лишь потому, что тогда за успех пешеходной зоны нужно благодарить собственный электорат, а не губернатора?

В связи с этим хочется процитировать Сергея Капкова, экс-главу департамента культуры Москвы, человека благодаря которому в столице появилась концепция общегородских пешеходных зон и разработаны требования к ним: "Тех, кто придет после, я прошу помнить, что наш заказчик - горожане, а не начальники. Москвичи самодостаточны, за них не нужно делать выбор, их не нужно поучать - достаточно уважать их и их выбор. Город - это люди, разные, сложные, непохожие. Прислушайтесь к ним, и вы поразитесь, насколько легко приходят правильные решения".

Нам кажется, нет сомнений в том, что владимирцы такие же люди, как москвичи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий