4.09.2014

Пешеходная зона во Владимире: альтернативный взгляд

Прочитав и просмотрев материалы, подтверждающие решимость областных и городских властей сделать центр города пешеходным, перекрыв улицу Большая Московская уже к осени 2014 года, мы вчера решили создать инициативную группу по продвижению альтернативного проекта пешеходной зоны в стороне от Большой Московской улицы. Мы - это основатели соообществ "Владимир. Историко-культурное наследие" Илья Косыгин и "Владимир. Город для людей" Сергей Сазонов и Евгения Романова. Часть маршрута пешеходной зоны, который мы предлагаем мы, уже был озвучен директором ВСМЗ Светланой Мельниковой, архитектором Евгением Бирюковым, мы только развиваем эти идеи и хотим договориться с городскими и областными властями о пересмотре их концепции и создании пешеходной зоны на прочном экономическом, социальном, а главное историко-культурном основании, как это и советуют делать профессионалы.

Ниже наши размышления, касающиеся предложенного властями предпроектного решения, и альтернативного варианта пешеходной зоны в стороне от Большой Московской улицы. Мы очень ждем откликов, критики и предложений по ним. Наша группа в ВК: http://vk.com/walkingvladimir

СОЗДАНИЕ ПЕШЕХОДНОЙ ЗОНЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЯДРЕ ВЛАДИМИРА
РИСКИ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ 

Евгения Романова, Илья Косыгин, Сергей Сазонов

Существующая концепция пешеходной зоны была создана с целью повторить пешеходные зоны, которые имеются во многих российских городах (создать «Владимирский Арбат»), но она не учитывает исторические, архитектурные и инфраструктурные особенности нашего города.

По имеющемуся у администрации города предпроектному предложению пешеходная зона должна быть расположена по улице Большой Московской, растянувшись на 510 метров от перекрестка улицы Большой Московской с улицей Никитской до перекрестка улицы Большой Московской с улицей Гагарина. Оба упомянутых перекрестка остаются действующими, вокруг Золотых ворот сохраняется разворотное кольцо для общественного и частного транспорта. Движение общественного и частного транспорта на данном участке прекращается, улица, ширина которой варьируется от 19 до 22 метров, становится полностью пешеходной, для рекламно-информационных конструкций на данном участке разрабатывается единый дизайн-код, предполагается, что жители Владимира смогут сюда приходить «в кафе посидеть, поговорить, книжку почитать» (цитируется по С. Орловой).


Данное предпроектное решение имеет высокие риски для будущего развития областного центра и приведет к следующим проблемам в социальной, транспортной, культурной и экономической сферах.
1. Транспорт:
- разрушение текущей и привычной для Владимира на протяжении многих столетий транспортной сети, являющееся грубым нарушением историзма (город всегда развивался вокруг главной транспортной оси – дороги Москва-Нижний Новгород),
- ликвидация сложившейся системы маршрутов общественного транспорта, - изменение структуры общественного транспорта города Владимира – весьма развитого по российским меркам (демонтаж троллейбусных линий в центре города, ликвидация перевозок троллейбусами, замена полноценных автобусов на микроавтобусы-маршрутки).

2. Экономика:
- падение выручки торговых и развлекательных предприятий в обозначенной пешеходной зоне исторического центра,
- изменение состава размещенных здесь предприятий, возможное запустение данной части города, снижение арендных ставок, уменьшение поступлений в бюджет города,
- увольнение сотрудников предприятий, покидающих центр города, а также сокращение рабочих мест сотрудников «Владимирпассажиртранса»,
- увеличение затрат в муниципальном бюджете на создание и обслуживание этой части города (в настоящий момент ряд мероприятий проводится за счет средств налогоплательщиков – юридических лиц, размещенных в будущей пешеходной зоне).

3. Историко-культурная среда:
- экстренное, стихийное, по наскоро сделанным проектам расширение параллельных Большой Московской улиц, территория части которых входит в границы территории объекта культурного наследия достопримечательное место «Исторический центр города Владимира», что повлечет за собой разрушение привычного историко-архитектурного облика этой части города,
- создание транспортных заторов и пробок в самых посещаемых туристами уголках нашего города: Большая Московская улица рядом с Соборной площадью, разворотное кольцо вокруг Золотых ворот, Театральная площадь, Студеная гора, улица Большая Московская возле Рождественского монастыря,
- резкое увеличение негативного воздействия, связанного с возросшей транспортной нагрузкой (в случае сохранения разворотного кольца), на Золотые ворота, уникальный памятник истории и культуры, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (белый камень обладает высокой чувствительностью к атмосферному загрязнению).

4. Социальная сфера:
- искусственное создание неудобств для рядовых жителей из-за перекрытия основной транспортной артерии, связывающей юго-западную часть города с северо-восточной (если говорить о сети общественного транспорта, это до сих пор так),
- снижение качества жизни горожан из-за увеличения времени проезда через центр как на частном, так и на общественном транспорте (данные Шохиным оценки в лишние «5 минут» пока не подтверждены фактами),
- разрушение привычной для местного населения культурной и социальной среды (необходимо изучить, зачем население приходит в центр сейчас, ведь причин множество, среди них и посещение торговых центров, и отдых в культурно-развлекательных заведениях, и что-то еще).

Самая главная цель альтернативного подхода к созданию пешеходной зоны не навредить пока еще гармоничному развитию центра города, вторая цель – наиболее полно раскрыть историко-культурный и туристический потенциал Владимира.

Существуют другие взгляды на создание пешеходной зоны в историческом ядре города, не представляющие так много угроз для качества жизни горожан, подразумевающие благоустройство областного центра, создание дополнительных туристических маршрутов, обновление исторического и культурного имиджа Владимира. Таким проектом является создание пешеходной зоны по маршруту «Улица Козлов вал – Спасская церковь – улица Спасская – улица Георгиевская – улица Девическая – Княгинин монастырь – переулок Воровского».

Он подразумевает
- перекрытие движения транспорта по данному маршруту,
- привлечение инвестиций в реставрацию или развитие узловых объектов в этой зоне (Спасская церковь, Георгиевский храм, первая владимирская аптека, Центр классический музыки, Центр пропаганды изобразительного искусства, Княгинин монастырь),
- создание, а затем финансирование и поддержка созданных на базе этих узловых объектов новых социальных и культурных пространств/площадок (зоны для пленеров художников, театр и кино под открытым небом, мастерская русских ремесел и т.п., православный патриотический клуб, логово реконструкторов, русская кухня, открытая концертная площадка для проведения локальных музыкальных фестивалей),
- разработку архитектурно-художественной концепции внешнего облика центра города (в том числе разработку дизайн-кода для информационно-рекламных конструкций, стандартных архитектурных решений для летних веранд кафе, торговых павильонов и навесов, создание концепции малых архитектурных форм и т.п.),
- создание и благоустройство общественных пространств пешеходной зоны (площадок для чтения, отдыха, игр, зеленых зон и т. п.), - оборудование комфортного для гостей города информационного пространства на всем протяжении пешеходной зоны - установка двуязычных информационных указателей, информационных киосков и т.п.

Мы не против создания пешеходной зоны, мы за сохранение исторического облика нашего города, его обновление и развитие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий